Параллельный импорт и маркетплейсы - что можно, а что нет

13.04.202313 апреля, 20230 комментариев

Как маркетплейс, мы работаем с клиентами самых разных направлений торговли - от сельхозоборудования до товаров Fashion сегмента. И в процессе работы постоянно сталкиваемся с необходимостью соблюдения требований законодательства об авторском праве, поскольку многие наши клиенты продают товары зарегистрированных брендов.

Напомним, что реализация товара зарегистрированной ТМ возможна лишь при наличии у продавца соответствующих документов, доказывающих легальность его продажи. А именно - лицензионный договор, документы на поставку и т. д. Товары, реализуемые продавцом без указанных документов, являются контрафактными и к продаже запрещены. 

Контрафакт -  это товары, реплики брендов, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно используется товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение.

Правообладатели жестко контролируют законность использования своих брендов как напрямую, так и через уполномоченных представителей. Маркетплейс же, как официальный поставщик рекламных услуг также несет ответственность за законность товаров, реализуемых на его страницах.

Что изменилось?

С уходом многих ТМ с рынка РФ и введением механизма параллельного импорта многие предприниматели вздохнули с облегчением, ведь по правилам параллельного импорта не нужно согласие правообладателя на продажу товаров его ТМ на территории РФ. Верно, согласие на продажу товаров бренда, покинувшего рынок РФ, продавцу действительно не нужно. Достаточно лишь продавать бренд законно и располагать документами, о которых мы писали выше.

Итак, что представляет собой параллельный импорт, что он разрешает, а что запрещает? Мы собрали ответы на самые ключевые вопросы.

Параллельный импорт - в чем суть?

Параллельный импорт – это ввоз в страну оригинальных товаров без согласия правообладателя. В России мера заработала 29 марта 2022 года. 6 мая Минпромторг утвердил перечень товаров, которые можно будет ввозить по новым правилам.

Что можно ввозить?

Десятки категорий товаров, включая бытовую технику, смартфоны, автомобильные запчасти, лекарство, детское питание, ткани и многое другое. С перечнем можно ознакомиться здесь.

Контрафакт?

По правилам параллельного импорта могут ввозиться только оригинальные товары. Речь не идет о контрафакте и подделках.

Параллельный импорт легализует ввоз без разрешения правообладателя только настоящего товара. Нельзя просто сшить кроссовки и наклеить на них шильдик с чьей-то торговой маркой. Но можно купить товар у дилера, который в свою очередь купил настоящий товар у правообладателя. Вся разрешительная документация на товар должна быть у конечного продавца. Поэтому при использовании принципов параллельного импорта у поставщиков стоит брать документы на всю цепочку поставок. Нужно будет подтвердить договорами, откуда товар появился у поставщика, у следующего поставщика и так вплоть до официального дистрибьютора или правообладателя.

Перечень документов, необходимых при параллельном импорте

  • Реализация товара зарегистрированной ТМ возможна лишь при наличии у продавца соответствующих документов, доказывающих легальность его продажи. А именно -
    бумаги, подтверждающие оригинальность товара (контракт с правообладателем, дистрибьютором либо поставщиком,
  • первичные документы к контракту (инвойсы и т.п.)). Инвойс – это документ, объединяющий функции товарной накладной, акта выполненных работ и счета на оплату; он подтверждает цену и государство, где был произведен продукт.
  • иногда контролирующий орган запрашивает документацию, способную подтвердить права правообладателя на бренд на территории государства, из которого товар был вывезен;
  • документы, подтверждающие, что товар принадлежит к законодательно установленному списку товаров (бумаги, подтверждающие, что код ввезенного товара (HS code) такой же, как и код ТН ВЭД товара из списка по ссылке), это может быть любой документ, в котором указан код товара, а также таможенная декларация.

Подробнее:

  1. Вы получаете товар от правообладателя товарного знака: договор с правообладателем (лицензионный или дистрибьюторский договор, договор купли-продажи), документ от правообладателя, в котором он предоставляет вам право использовать товарный знак (информационное письмо, письмо-уведомление, сертификат официального представителя);
  2. Вы получаете товар от официального представителя, а он – от правообладателя товарного знака: договор с официальным представителем (лицензионный или дистрибьюторский, купли продажи) или документ от официального представителя, предоставляющий вам право использования товарного знака (информационное письмо, письмо-уведомление, сертификат официального представителя), документ от правообладателя, подтверждающий право официального представителя использовать товарный знак и передавать его в использование третьим лицам (информационное письмо, письмо-уведомление, сертификат официального представителя);
  3. Вы получаете товар от организации-поставщика, она – от официального представителя, а он – от правообладателя товарного знака: ваш договор с поставщиком или документ, подтверждающий факт коммерческого сотрудничества между вашими организациями (уведомление или письмо), договор поставщика с официальным представителем или документ от официального представителя, подтверждающий право поставщика использовать товарный знак, документ от правообладателя, подтверждающий право официального представителя использовать товарный знак и передавать его использование третьим лицам.

Кто будет отвечать за гарантийное обслуживание товара?

Отвечать за гарантийное обслуживание будет магазин, где был приобретен тот или иной товар. По российским законам гарантийное обслуживание является обязанностью продавца.

Если покупатель приобрел товар у продавца в РФ, у него сохраняется право на гарантию в соответствии с законом о защите прав потребителя. Напрямую к производителю покупатель обратиться не сможет, но при этом он может потребовать исполнения гарантийных обязательств у продавца. Это значит, что продавец обязан менять товар, обращаться за свой счет в сервисные центры или возвращать деньги и неустойки, в зависимости от ситуации.

Очевидно, что параллельный импорт открывает широкие возможности бизнесу. Важно лишь изучить детально все его правила, чтобы ваш бизнес был законным и не нарушал права потребителя и законодательство РФ. 

Статья подготовлена по материалам: 

К рубрике
E-commerce
Ещё посты из раздела E-commerce
Оставьте свой комментарий
или войти через